Категории каталога | ||||
---|---|---|---|---|
|
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Наш опрос |
---|
Главная » Статьи » Философия |
D E A L I O Итак, с чего же всё начинается? Точнее сказать, не
«вообще всё», а «всё определенное»? На первый взгляд, «всё определенное»
начинается с того, что перед Человеком открывается Природа. Или же, может быть,
сначала появляется Человек – Тот, перед Которым Природа открывается. В общем,
Некто начинает осознавать Своё бытие, и вместе с этим осознанием возникает
«Природа». Итак, Человек «отмечен» осознанием Своего бытия, и Он
дивится открывшимся перед Ним природным многообразием. При этом, Он не довольствуется
лишь удивлением. Он начинает познавать
Природу, Он становится Познающим. В
Своём познании Человек идёт и вглубь, и вширь, и ввысь. Ему открываются как
мельчайшия частицы Природы, так и крупнейшие Ея скопления. Что же это за Образование – Природа? Что там за
горизонтом? Что там за облаками? Что там в глубине? Перед Человеком открываются
всё новые просторы, всё новые вершины, всё новые глубины. Природа открывается
Человеку Своими бесконечными сторонами. Человек очарован и немного подавлен. И
всё же, несмотря на Ея видимую бесконечность, Он замечает некоторую
повторяемость. Т. е. необязательно исследовать всю Природу, но, накопив
необходимый объём знаний, можно судить о Природе в целом. Тогда возникают вопросы более высокого порядка. Из чего
Природа состоит? Что в Ней главное? Появляется ли Она когда-нибудь (если да, то
из Чего?) или существует вечно? Природа предстаёт перед Человеком как некая
Загадка, Которую надо разгадать. Он стремится охватить Природу умственным
взором, испытать Её телесным воздействием. И вот Человек (Он же Познающий) начинает обобщать Свои знания о Природе. Он
пытается представить Её как Целое. Какой же Природа предстаёт перед Ним теперь?
Оказывается, Природа состоит из трёх основных частей –
стихийной, животной, и разумной. В основе Природы лежит стихийная часть. Над
ней «надстраивается» животная часть. И уже над животной надстраивается разумная
часть, которая, собственно, и венчает всё это Построение. Ещё можно заметить, что Природа развивается. Вышеупомянутые части Природы, в то же время, являются
ступенями Ея развития. Ея стихийная часть - это исходная, основополагающая
ступень развития. Из нея, при определённых условиях, возникает животная часть.
Подобным же образом из животности возникает разумность. Отсюда Познающий
начинает считать Себя представителем высшей – разумной - ступени развития
Природы. Таким образом, Природа предстаёт как некое телесное,
живое и разумное Существо, или, точнее, Сверх-Существо - ибо кроме Него ничего
и никого не существует. И вот тогда Познающий делает предположение, что Природа –
это и есть То, что существует «на самом деле». Говоря иными словами, Он
принимает Её за Бога. Представление о Боге существовало у Человека и раньше. Но
теперь оно получает вполне ощутимое воплощение. Правда, этот «Бог» оказывается
совсем не Таким, Каким Познающий представлял Его раньше. Этот новый Бог совсем не похож на Человека - по крайней
мере, внешне. И вообще в Нём ничего нет от «Личности». Например, у Него нет
«воли». Он не вмешивается в дела людей или в ход событий. Ему не нужно
молиться. Его можно только «познавать» и «использовать». Строго говоря, это
вообще не Бог. Это – Природа. Впрочем, будучи не похожа на Человека внешне, Природа
напоминает Человека по сути. Ведь Человек – это тоже единство тела, души и
разума, что соответствует стихийной, животной и разумной частям Природы. Правда, по сравнению с Человеком, Природа - это всё же
рыхлое, разбросанное, расплывчатое, размытое и безликое Существо. И развивается
Оно как-то «не по-людски». Это как бы искажённое отображение Человека. Это как
бы Тот же Человек, только в «разобранном» виде. И всё же, Природа - это, по всей видимости, бессмертное Существо. Это преимущество,
которое перевешивает «расплывчатость» и прочие недостатки. СОМНЕНИЕ Проходит ещё какое-то время, и Познающий начинает
сомневаться: действительно ли Природа - То, что существует «на самом деле»? И
действительно ли Человек - ступень в Ея развитии? А что если «на самом деле» существует и развивается не
Природа, а нечто Иное? И что если
Человек, вместе с Природой, «на самом деле» есть ступень в развитии некоего
более «широкого» Образования? И, возможно, Действительность представляется Ему как "Природа» лишь на этой,
«человеческой» ступени развития Иного? Ведь, строго говоря, Природа возникает лишь с осознанием
бытия. И лишь благодаря такому осознанию всё вокруг превращается во множество
вещей, растений и животных, в предмет знания и познания. Так, может быть, «на
самом деле» существует не Природа, а Тот, Кто осознаёт Своё бытие? Познающий в замешательстве. Он никак не может
определиться в отношении осознания бытия. Следствие ли оно развития Природы или
же наоборот, Природа появляется вследствие осознания бытия неким иным
развивающимся Началом? Кто же тогда «на самом деле» Познающий? Предмет, ступень
развития Природы или ступень развития чего-то Иного? В Природе сознание возникает из животности. С другой
стороны, чтобы наблюдать что-либо в Природе, необходимо, чтобы Природа
появилась. А чтобы Она появилась, должно произойти осознание бытия. И лишь
когда происходит осознание бытия, только тогда становится возможным восприятие
чего-либо как «Природы». Только тогда можно углубляться в Природу и исследовать
Её в каких угодно мельчайших подробностях. Тогда же, в частности, можно «наблюдать»,
как сознание возникает из животности. Но почему Животное вдруг начинает осознавать Своё бытие?
Почему Оно не может продолжать оставаться животным и жить «просто так», без
сознания? Конечно, Человек, будучи «разумным животным», лучше, чем прочие животные,
приспосабливается к окружающим условиям и даже может изменять их. Но в этом ли смысл осознания бытия? В этом ли смысл познания Природы? В этом ли смысл появления и существования
Человека? Да и зачем вообще появилось Животное? Почему Природа не
могла обойтись без жизни и остаться Стихией? И, более того, зачем вообще нужна
Стихия? Почему вообще не может так быть так, что «ничего нет, и ничего не
развивается»? Но ведь «Что-То» есть,
и «Что-То» развивается! И задача состоит в том, чтобы выяснить, что на самом
деле из Себя представляет из Себя это «Что-То»!
Если это Природа, то Её надо принимать Такой, какова Она есть.
Изначально Она всё-таки Стихия, а не пустое Ничто. Из этой изначальной Стихии
образуется Жизнь, и из Жизни возникает Разум. И Природа никогда не успокоится,
пока Она не будет «достроена» до разумности, И никто не в силах помешать этому,
равно как и никто не в силах указать причину такого «развития». В Своём «завершённом» состоянии Природа предстаёт как
телесное, живое и разумное Сверх-Существо, Которое действительно напоминает
Человека. И всё же, несмотря на Своё тайное сходство с Человеком, и явное
превосходство над Ним, Природа, по сравнению с Человеком, всё-таки – Уродец.
Несмотря на Своё величие, Природа в каком-то смысле - не более чем бледное
подражание Человеку. Ведь куда совершеннее человеческое тело, человеческий
разум, человеческая душа. Но не только это общее несовершенство Природы вызывает
вопросы у Познающего. Ему не дают покоя некоторые странные явления
человеческого бытия, которые «выпадают» из картины мира, основанной на Природе,
которые не укладываются в представление о Человеке как о «разумном животном». МОНАШЕСТВО Например, Познающий замечает, что некоторые люди идут в
монахи. Кроме того, значительная часть людей испытывает некоторое
замешательство в связи с брачными отношениями. Многие могут даже вступать в
брак, но делают они это, скорее повинуясь обычаю, чем в силу внутренней
потребности. Такое тайное или явное неприятие брачных отношений не вписывается
в «природную» картину мира, в которой воспроизведение рода занимает важнейшее
место. С точки зрения Природы, монашество, или вышеуказанное
«замешательство» можно было бы считать отклонением от правильного пути. Но,
возможно, именно такое «отклонение» как раз и указывает правильный путь. Ведь,
строго говоря, осознанное бытие несовместимо с брачными отношениями. И
возможно, появление сознания – это не просто осознание Животным Своего бытия.
Возможно также, что брачные отношения и связанное с ними воспроизведение рода –
совсем не то, что свойственно собственно Человеку. Но если всё-таки существует и развивается не Природа, а
Иное? Тогда склонность Человека к монашеству находит себе вполне естественное
объяснение. И если Человек появляется не из Природы, а является ступенью
развития Иного, то Предшественником Человека уже будет не Животное, а иное
Существо. Но, если не Животное, то Кто? Кем же, с точки зрения
Иного, был Человек до того, как Он стал собственно Человеком? Это должно быть
некое неразумное Существо, но всё же не Животное. Можно предположить, что таким
Предшественником Человека является Дитя.
Причём, это должно быть Дитя особого рода. Ведь в общем
случае из Дитяти получается Муж. Муж же соотносится не с Природой, а с Женой, с
Которой у Него складываются вовсе не «разумные», а самые что ни на есть брачные
отношения. Поэтому должно существовать такое Дитя, из Которого получается не
Муж, а именно Человек – Тот, Кто оказывается способным не к воспроизведению
рода, а к восприятию Природы. Стало быть, в этом особенном Дитяти должно быть нечто,
препятствующее становлению Его Мужем, что бы толкало Его к осознанию бытия и
выводило бы на путь человечества. Таким препятствием может быть стыд. Иными словами, это должно быть
некое Стыдящееся Дитя, или Юноша.
Последний, взрослея, не мужает, но очеловечивается, и соотносится уже не с
Женой, а с Природой. Жена также присутствует в осознанном бытии, но не как
собственно «Жена», а как «предмет Природы», так что у Человека с ней брачных
отношений не возникает. Зато у Него складываются определённые отношения с
Природой. Впрочем, эти отношения сродни брачным отношениям. Природа и подавляет
Человека и манит Его. Она призывает Его к познанию. Это тоже своего рода
любовь, а именно, это любовь к знанию, или любо-знание. И нельзя сказать, что
такая любовь безответна. Наиболее упорным и преданным Природа доверяет Свои
тайны. В то же время, вышеуказанное любо-знание означает
некоторый рост. Это значит, что детство продолжается, но уже на более высоком
уровне. Человек продолжает расти, но уже не как Дитя, а как Познающий. Дитя
живёт среди чудес, добрых и злых волшебников. Но вот в эту сказку вторгается
Природа со своими законами, предметами и явлениями. Обнаружив вокруг Себя
Природу, «новорождённый» Человек вступает на путь познания, Он познаёт Природу.
Познание Природы – не это ли свойственно собственно Человеку? Так вот откуда проистекает тяга Человека к монашеству.
Природа, и только Она, отныне становится основным и предметом Его «вожделения»,
и залогом продолжения Его роста. Монашество оказывается вовсе не «отклонением»,
а самым что ни на есть естественным состоянием Человека. Ведь Окружающее для
Человека предстаёт исключительно в виде Природы, и здесь уже не Жена, а Природа
направляет поведение Человека. Природа не позволяет Ему взглянуть на Жену как
на предмет брачных отношений. Стыд, который лежит в основе человечества,
понуждает Его к восприятию Окружающего как «Природы» и толкает к познанию. Путь познания – это, собственно, и есть путь монашества.
Осознавший Своё бытие имеет дело лишь с Природой. Если для Человека всё
превращается в «предмет познания», среди этих предметов нет места Жене. Вернее,
Жена, конечно здесь присутствует, но не как предмет брачных отношений, но как
предмет познания. Поэтому Человек, будучи окружённым со всех сторон Природой,
заключён в «монастырь» уже самим фактом
своего человечества. Получается, что сознание даётся Человеку совсем не для
того, чтобы быть «разумным животным», но чтобы воспринимать и познавать
Природу. Как «разумное животное» Человек выступает уже через призму Природы.
Но, с точки зрения Иного, Он не есть Таковой. Стыд, лежащий в основе осознания бытия, помогает Человеку
оставаться Человеком и препятствует Его возвращению к предшествующим ступеням
развития. Некто стал Человеком, чтобы идти вперёд, а не возвращаться назад -
чтобы перед Ним была только Природа – предмет подлинно человеческой
деятельности. Монашество при этом выступает сопутствующее условие осознанного
бытия и познания Природы. Конечно, монашество ценно и само по себе. Но наиболее
плодотворно оно в сочетании с познавательным порывом. Недаром многие
значительные научные открытия делаются именно монахами. Этому способствует их
сосредоточенность на Природе, на познании. Ведь, строго говоря, кроме Природы,
Человеку ничего более не дано, и Он обречён на вечное общение с Ней. Познание
Природы - высшая задача Человека, и важно, чтобы этот путь Человек прошёл без
лишних отвлечений. ИСКУССТВО Но не только монашество вызывает вопросы у Познающего. Он
замечает, что Человек перестаёт довольствоваться открывшейся перед Ним
Природой. Последняя перестаёт быть для Него лишь предметом познания. Человек
начинает создавать Свою собственную, рукотворную Природу. Иными словами, Он
начинает создавать т. н. «произведения искусства». Эта новая, искусственная Природа совершенно бесполезна с
точки зрения повседневной жизни: она не помогает добывать пищу, не утоляет
жажду, она не согревает в холод и не даёт прохладу в жару, она не помогает
бороться с врагами. Т. е. Её нельзя использовать как некое «орудие», которое
помогало бы Человеку познавать Природу и приспосабливать Её к своим
повседневным нуждам. Причём произведения искусства не просто бесполезны. Они
требует для своего создания значительных затрат. Скажем, чтобы изваять статую,
надо добыть на каменоломне глыбу мрамора, надо доставить её в мастерскую и,
наконец, ваятелю надо приложить немало усилий и потратить немало времени, чтобы
из этой глыбы получилась статуя. Поэт, казалось бы, находится в более выгодном положении.
Его материал – слово, и за ним не нужно ехать в каменоломню. Но его задача лишь
на первый взгляд менее сложна. За словами, конечно, далеко ходить не надо, да и
никакой тяжестью они не обладают. Но ведь надо подобрать нужные слова, а также
привести эти слова в определённый порядок, чтобы получилась поэма. А это
удаётся далеко не каждому. Музыкант из последовательности различных звуков
составляет мелодию, а при одновременном их сочетании возникает гармония. У
художника материалом являются цвета и линии, из которых получаются картины. Для
драматурга материалом являются, прежде всего, люди, которые становятся
действующими лицами его сценических постановок. Правда, затраты на создание произведений искусства, в
конечном счёте, окупаются, и люди готовы платить большие деньги за созерцание
или слушание этих рукотворных творений, или чтобы научиться создавать таковые.
Художественные произведения вызывают отклик, понимание и даже восхищение у
многих людей. Великие произведения искусства называются «шедеврами». Итак, Природа утрачивают Свою изначальную
«познавательную» ценность и всё более становится материалом для создания произведений искусства. Человек же при этом
выступает уже не как Познающий, а как Художник. Он находит Природу недостаточно
упорядоченной, недостаточно совершенной. Эта первоначальная, необработанная
Природа, с точки зрения Художника, содержит много «лишнего» и «случайного».
Поэтому Он пытается изменить, «исправить» Её, Он пытается сделать Её лучше. Но что значит «лучше»? «Лучше» в данном случае значит
«человечнее». Иными словами, Художник стремится приблизить Природу к Человеку,
привести Природу в соответствие с Человеком, сделать Её более соразмерной
Человеку, сделать Её более «понятной» для Человека. Зачем Он это делает? По всей видимости, Познающему не
даёт покоя Человек, Который «скрывается» в Природе. Ведь в итоге познания
выяснилось, что Природа по сути – Тот же Человек, только как бы в
«разбросанном» виде. Вот, наверное, почему Познающий, постигая эту истину,
становится Художником. Теперь Он пытается «собрать» этого «разбросанного»
Человека, сделать из Природы нечто обозримое, иными словами, выразить
открывшуюся Ему «человеческую» сущность Природы. Как только Человек «распознан» в Природе, Его хочется
приблизить, сделать более зримым, более ощутимым. «Отсекая лишнее» или «стирая
случайныя черты», Художник пытается пробиться к Человеку, скрывающемуся в
Природе, помогает Ему проявиться. Так, благодаря Художнику, этот первоначальный
Хаос преобразуется в стройный Космос, из этого в общем-то «гадкого утёнка»
получается «лебедь», из «уродца» - Человек.
Если настаивать на единственности Природы, на том, что
только Она существует «на самом деле», то творчество, создание произведений
искусства трудно объяснить. Ведь, с точки зрения Природы, действительно только
«научное» познание. А искусство, всякое там художественное творчество – это
нечто «неполноценное». Это как бы то же познание, только «в образах». Это ещё
как бы «неточное», «предварительное» познание. Вот придёт Учёный, и Он уже
познает, «как надо». Но если «на самом деле» существует и развивается не
Природа, а Иное? Тогда познание Природы оказывается лишь этапом на пути более
широкого развития. И тогда появление искусства в каком-то смысле может
свидетельствовать о завершении познания Природы. Это может означать, что
необходимый объём знаний уже достигнут. Необходимый для чего? Для того, чтобы
распознать в Природе Человека. Ведь, с точки зрения Иного, познание - это, в
конечном счёте, обнаружение Человеком в Природе Самого Себя. Вот почему Человек уже не может довольствоваться одним
лишь познанием и обращается к художественному творчеству. Вот почему Он
пытается изменить Природу. Можно сказать, что Художник пытается довести
Человека, скрытого в Природе, до узнаваемости. Поэтому при восприятии произведений
искусства возникает некая «обратная связь», или «понимание». Истинное
произведение искусства как бы «отвечает» воспринимающему его. Восприятие
произведения искусства - это как бы встреча и общение с Человеком. Но не просто
с «человеком», и с Тем, Который тебя понимает. Это общение с близким тебе
человеком. В искусстве обнаруживается два встречных движения: с одной стороны,
это потребность в творении, с другой - потребность в общении. Природа, преображённая Художником, в каком-то смысле,
оказывается лучше, чем Природа первоначальная. Человек, изваянный из мрамора,
оказывается прекраснее обычного человека, жизнь, изображённая в драме, более
ярка, последовательна и логична. Музыка, сочиненная композитором, оказывается
благозвучнее и более упорядоченной, чем различные звуки, слышимые вокруг.
Впрочем, такие моменты совершенства наблюдаются и в обыденной жизни. Только
Художник умеет вовремя заметить их, увековечить и развить их в Своём искусстве.
Произведения, создаваемые Художником, становятся всё более
проникновенными и задушевными, всё более «человечными». Искусство достигает всё
новых высот в выражении широты и глубины человеческих переживаний. Исполнение,
слушание или созерцание таких произведений всё более напоминает общение с
живым, сопереживающим тебе Человеком. И всё же искусство имеет свои границы в этом своём
«приближении к Человеку»: оно никогда не достигает достоинств живого человека.
Как ни странно, дальнейшее развитие искусства, не приводит к дальнейшему его
«очеловечиванию». Чаще всего, оно приводит к усложнению языка и,
соответственно, к затруднению восприятия. Даёт о себе знать «искусственность»
искусства. Нельзя из Природы сделать Человека. Она поддаётся «очеловечиванию»
лишь до определённой степени. «Прорваться» к Человеку через Природу удаётся
лишь отчасти. Природа, по сути Своей, остаётся отчуждённым отражением
Человека, предметом Его познания. И никакое произведение искусства, несмотря на
всё его совершенство, не может заменить живого Человека. Искусство лишь
напоминает о Человеке, указывает путь к Нему: Он где-то здесь. Тайная мечта
Художника – это сотворить из природного материала именно живого Человека. Но у
Него получаются лишь произведения искусства, и Ему приходится довольствоваться
лишь этим упорядочением Природы. Увы, Природа, преобразованная искусством, всё же не
оживает. И это ещё не Человек. Это большой изъян искусства, и в этом боль и
отчаяние Художника. Какие бы прекрасными Его произведения ни были, они всё
равно остаются произведениями искусства
и никогда не достигают свойств собственно человеческих. Они лишь похожи на
людей, но не суть люди. И всё же искусство - это шаг на пути к Человеку, это
великая попытка прорваться к Нему через Природу. И всё же, уже в искусстве уточняется и происхождение
Человека. С точки зрения Иного, Предшественником Его тогда будет уже не просто
Стыдящееся Дитя, или Юноша, а именно Творец. Поэтому Человек выступает уже не
только как осознающий Своё бытие и Познающий Природу, но также как Сотворённый.
Вот почему у Человека проявляются творческие способности, вот почему Он Сам
начинает творить и понимать сотворённое. Сотворённый Сам становится Творцом. (Продолжение
следует) | |
Категория: Философия | Добавил: artifact (05.01.2011) | |
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |